8. АНАКСАГОР
- Аркадий Раскин
- 8 мар.
- 4 мин. чтения
Эллинский V век до н.э. называют Золотым, но чаще «веком Перикла» - по имени человека, благодаря которому афинская демократия достигла своего наивысшего расцвета. Перикл принадлежал к знатному аристократическому роду, но отказался от привилегий и встал во главе афинского демоса во имя всеобщего равенства граждан перед Законом как высшим благом. Его называли «первым гражданином» Афин, хотя он был лишь одним из выборных стратегов. При этом время, называемое «веком Перикла», длилось всего лишь 20 лет, с 450 по 430 год до н.э.: от окончания греко-персидской войны до начала череды войн между Афинами и Спартой, изнуривших и, в конце концов, уничтоживших Элладу. Именно в этот "золотой" период в Афинах побывали Диоген Аполлонийский и Зенон Элейский. Но главной философской фигурой «века Перикла» был Анаксагор.
Анаксагор родился в ионийском городке Клазомены ок. 500 г. до н.э. Природа щедро одарила его одновременно глубоким умом и красотой (На знаменитой фреске Рафаэля «Афинская школа» Анаксагор изображен как белокурый красавец в светлых одеждах, стоящий слева от двух центральных фигур Платона и Аристотеля.) Обаятельный интеллектуал, со страстью к познанию и уже наполненный идеями ионийца Гераклита, он отправляется Афины, где, благодаря своим знаниям, особенно в области астрономии, и не без влияния своей покоряющей внешности, Анаксагор сближается со знаменитой гетерой Аспасией, возлюбленной Перикла, а затем становится его советником и другом, обучая Перикла астрономии и красноречию.
Известность Анаксагора как философа начинается с того, что он посмеялся над апорией Зенона об Ахилле и черепахе, сказав, что в мире нет ни «единого», как утверждали Парменид и Зенон, ни «многого», как утверждали софисты, ни даже «текучего», как утверждал Гераклит, а есть только «разное». И на вопрос: а что же тогда всем движет? – с очаровательной улыбкой ответил: всем движет Нус (Νούς)!
Исходное состояние мира он представил в виде некой неподвижной туманности, состоящей из первоэлементов («семена вещей»), которые затем, в различных сочетаниях, становятся основой не только для всего уже существующего в мире, но и того, чего еще нет, но может возникнуть. Отметим, что так же считает и современная физическая квантовая теория, открывшая мир элементарных волн-частиц, которые затем по-разному сформировали ядра атомов и орбиты электронов, из чего возникли и разные химические элементы. И тут материалисты могли бы с удовлетворением потирать ручки, поскольку Анаксагор подтвердил их излюбленный тезис об извечности существования материи. Но далее у Анаксагора в дело создания мира вступает Нус! Кто или что этот Нус – понять непросто, поскольку в древнегреческом языке это очень широкое обобщение всякой разумной деятельности. Сам же Анаксагор говорит о Нусе только то, что оно нематериально, то есть не входит в состав «семян веществ», при этом обладает бесконечной силой воздействия на них. Но это и не Бог, поскольку Нус не обладает субъективностью, образом или местом пребывания, а только дает разгон для этой неподвижной туманности «семян». Дав импульс к образованию мира, Нус не исчезает, а остается в тех элементах, из которых происходит все живое, включая и человека. Подобная идея была, безусловно, определяющей для своего времени: мыслящий человек вместо пассивного страха перед богами (Природой) вдруг начинает испытывать восторг перед силой собственного разума, - поэтому ему представляется, что и преображение первоначального хаоса в мировую гармонию не могло произойти без участия некоего разумного начала.
А далее учение Анаксагора состоит исключительно из фантастических представлений, в которых тоже есть своя красота и очарование. Нус разгоняет первоначальную неподвижность элементов, их масса начинает вращаться, все более ускоряясь, за счет чего легкие элементы (по уже известным грекам законам физики) отделяются от тяжелых и образуют периферию мира. Самый легкий элемент – горячий эфир (это - от «огня» Гераклита) заполняет всю пустоту Вселенной (это - от «Единого» Парменида) и, остывая, становится воздухом (это – от Диогена). Тяжелые же элементы при вращении начинают сгущаться в центре туманности и образуют в итоге твердое тело в виде плоского диска или «лепешки». Плоская Земля висит в пространстве на подушке из воздуха и эфира, но все еще продолжает вращаться. При вращении Земли от края «лепешки» отрываются большие и малые каменные куски, они улетают в Космос, попадают в область горячего эфира и раскаляются там до свечения. Самый большой горящий обломок Земли – Солнце, поменьше – Луна, мельчайшие – звезды. Они продолжают вращаться вокруг Земли по своим орбитам (!) и могут заслонять друг друга, от чего происходят солнечные или лунные затмения.
Объяснение затмений было воистину революционным событием того времени. Достаточно сказать, что благодаря этому объяснению, полученному от Анаксагора, Перикл смог выиграть морское сражение, во время которого как раз и случилось солнечное затмение. Когда посреди дня вдруг наступила тьма, Перикл пресек панику на своих кораблях и, пока враг пребывал в мистическом страхе, разбил неприятеля. Вновь появившемуся солнцу оставалось лишь позолотить лучами славы новую победу «первого гражданина».
Однако в Афинах стали полагать, что новое возвышение Перикла грозит установлением тирании. Да и старые враги из «аристократической» партии желали свести с ним счеты. Не осмеливаясь нанести прямой удар по любимцу афинских граждан, противники Перикла составили заговор против его друга и советника - «метека» (не гражданина) Анаксагора. Жрецы и прорицатели были возмущены его утверждением, что божественно-мистические Гелиос и Селена всего лишь «раскаленные булыжники», а его Нус (Ум) отрицал всесилье Судьбы и Случая – главных столпов греческого миропонимания. Был издан специальный декрет, по которому «не верующие в богов или распространяющие учения о небесных явлениях» подлежат суду как государственные преступники. Анаксагора тут же арестовали, обвинили в «безбожии» и приговорили к смертной казни. В ответ Перикл созвал Народное собрание, угрожая в случае казни Анаксагора оставить место стратега и покинуть Афины. Ареопаг под давлением демоса был вынужден заменить смертную казнь изгнанием. Большего для него Перикл сделать не мог...
После изгнания из Афин Анаксагор вернулся в Ионию и поселился в городе Лампсак. Долгое владычество персов, запрещавших отправление греческих культов, сделало Ионию более восприимчивой к свободному знанию. Слава опередила его, и Анаксагора приняли с почетом как ясновидца и звездочета. К нему приходили за советами, даже как к судье по житейским спорам, и всегда получали отклик. Там он сложил свое учение в книгу с традиционным названием «О природе», которая нам известна по фрагментам в пересказах других античных авторов. После кончины в 428 г. до н.э. он был торжественно похоронен, и еще много лет в память о нем в городе устраивались ежегодные празднества. Некогда обнаруженная древняя статуя Анаксагора из Лампсака украшает ныне Музей естествознания Вены.
Comments