4. ПАРМЕНИД
- Аркадий Раскин
- 30 янв.
- 3 мин. чтения
Ксенофана считают первым скептиком, утверждавшим, что мы живем в неизведанном мире без ответов. Скептик разрушает привычное, но ничего не воздвигает на этом месте. Поэтому Ксенофан не имел учеников и не создал школы. Он умер в преклонном возрасте, и, возможно, о нем бы скоро забыли, если бы в Элее не нашелся человек, который решил развеять его скептицизм и дать ответы людям о ксенофановом Боге.
Звали его Парменид, и он написал поэму, которая стала первым письменным философским текстом, почти полностью дошедшим до наших дней, и который в историко-философских исследованиях принято называть поэмой «О природе», хотя следовало бы назвать ее шире - «О природе мира и человека».
О Пармениде достоверно известно только, что он родился в 515 году д.н.э. в Элее и прожил там всю жизнь. В одном из «Диалогов» Платона, который и назван «Парменид», рассказано, как уже состарившийся Парменид приезжает в Афины посетить Панафинеи - Олимпийские игры и встречается там с молодым Сократом. Но Платон эту историю мог просто выдумать, хотя очевидно, что он хорошо знал и ценил вклад Парменида в философию. Единственное, о чем можно говорить с уверенностью, что Парменид был среди слушающих Ксенофана и пропитался его идеей о всеобщем божественном единстве. Не исключено также, что он был мыслителем-затворником, поэтому история и не сохранила фактических сведений о нем. А затворником он стал, потому что не разделял образа мыслей своих сограждан и задумал дать им представление о том, что в мире истинно, и что мнимо.
Его поэма, традиционно написанная гекзаметром (придуманная некогда Гомером форма устного повествования с расчетом слогов по естественному ритму дыхания), рассказывает, как в некую ночь, когда автор (герой от первого лица) томился мыслями о несовершенстве мира, появилась сверкающая колесница, которая увлекла его «за пределы Дня и Ночи», и там некая богиня в окружении Дочерей Солнца, поведала ему тайны мироздания. От нее он узнал, что божественное устроение мира представляет собой невидимое глазу Бытие (по гр. – Усия), которое постоянно, неизменно, и в котором заключена истина. Она перечисляет всяческие характеристики Бытия, но когда герой поэмы допытывается у богини, где же находится Бытие, она неожиданно отвечает: «мыслить и быть — одно и то же». То есть Бытие раскрывается в самом человеке – в его Разуме! И если человек направляет свой разум в сторону постижения Бытия, то он на Пути истины (Алетейя). Если же человек глух к Бытию, и слепо доверяет только своим глазам и устоявшимся мнениям, то это Путь мнимой видимости (Докса).
Так философия в лице Парменида, впервые, обращается к проблеме человека: не Судьба и Рок, не слепые стихии властвуют над ним, а сам человек способен управлять своей жизнью – нужно только посредством разума войти в Бытие. Это и было послание Парменида человечеству.
Попутно Парменид создает свою космогонию. Как вечный Бог у Ксенофана, как божественное число Один у Пифагора, его Бытие не имеет начала, оно существовало всегда и будет существовать всегда в неизменном виде. И как у человека голова в виде шара, в котором живет Разум, так и Бытие имеет форму шара - таким простым сравнением Парменид хотел утвердить единство Бытия и человека в алетейе и опасность отпадения человека от Бытия в доксе. И если мир есть Единое - имеющий одну для всего сущность, то он может быть познан; а если представлять мир как множественность не связанных между собой явлений, то такой способ познания становится обманчивым, и человек будет вечно пребывать в зависимости от слепых и враждебных сил. Парменид призывает не верить своим чувствам и ощущениям, не опираться в своих представлениях на «опыт жизни» как источник знания, а все проверять размышлением. Проще говоря, Парменид устанавливает приоритет разума по отношению к чувствам и опытному знанию.
Кому-то покажется странным, но греки не имели представлений о Добре и Зле. Они могли говорить о добродетельности или злонамеренности того или иного человека, но это не было устоявшимися нравственными категориями, а только частным моментом поведения. Парменид, утверждая абсолютную гармоничность, единство и вечность Бытия, утверждал тем самым Бытие как духовную сущность мира, а соответствие Бытию как нравственную основу человека.
Ионийских математиков из Милета принято называть «физиками», поскольку они опирались на физически ощутимые вещи: вода, воздух, огонь, земля. Ксенофан сделал поэтический переход к невидимому Богу. Парменид утвердил невидимое Бытие как основу мироздания. Такой философский подход греки назовут «мета(сверх)физикой», и он ляжет в основание «элейской школы» в греческой философии, начатой Ксенофаном и Парменидом, и продолженной знаменитым учеником и последователем Парменида – Зеноном Элейским.
Парменид, в отличие от своих предшественников, не был ни математиком, ни рапсодом, ни государственным или общественным деятелем. Он стал первым в истории человеком, сделавшим философию своей профессией. В I веке до.н.э. в Элее, ставшей к тому времени частью Римской империи, еще сохранялся постамент бюста Парменида, а в Греции V века до н.э. такие бюсты устанавливали в городах в честь своих знаменитых сограждан: атлетов - победителей Олимпиад (Панафинеи), ученых, воинов и т.д. Остается предположить, что ему установили бюст как, прежде всего, философу.
Comentários