7. ЭЛЕАТЫ В АФИНАХ. ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ
- Аркадий Раскин
- 20 февр.
- 3 мин. чтения
Победа греков над персами была воспринята в самой Элладе как, прежде всего, победа демократии над тиранией. Это укрепило демократический строй, но, как это часто бывает, привело к другой крайности. В Афинах появилось множество подкупленных «крикунов» на выборных собраниях, случались и драки со смертельными исходами. Властям ничего не оставалось, как принять закон, запрещавший в Народном собрании крики из толпы. Желающие получить должность, выступить в чью-либо пользу или защиту обязаны были произносить речь. Появился спрос на учителей риторики – искусства убедительной речи, и Афины наводнили пришлые учителя красноречия, которых в обиходе называли «сицилийцами» - то ли за их происхождение и акцент, то ли они выдавали себя за учеников и последователей великого Пифагора. И если во времена Фалеса и Анаксагора верили в истинность всего, что высказано, то сто лет спустя так же верили в истинность всего, что имеет логическое обоснование. И пока все обучались речам «по-сицилийски», один богатый афинянин, прослышав о Пармениде из Элеи, который к тому времени был уже стар, выписал себе в учителя его лучшего ученика Зенона (род. ок. 490 до н. э.) Так в Афинах узнали об учении Парменида о Едином и неподвижном Бытие-истине, к которому можно приобщиться путем разума (алетейя), и от которого можно отпасть, если довериться чувствам и мнениям (докса).
О Зеноне не сохранилось почти никаких биографических сведений, однако известно, что он был убежденным сторонником демократии, понимая ее как форму народного единства, естественно входящую в Единство бытия. В Афинах он наблюдал растущее влияние «сицилийцев», которые открыли множество «школ мудрости» (софистики) и стали манипулировать демократическими процедурами с помощью утверждения выгодных их клиентам логических «истин». Например, «Против Полидора»: Полидор утверждает, что он лучше Диодора, потому что Диодор ворует кур (тезис), но Диодора с рождения тошнит от одного вида курицы (антитезис), поэтому Полидор лгун, а значит, голосовать следует за Диодора (вывод); при этом, говорил ли что-либо Полидор о Диодоре, любит или нет Диодор кур – значения не имело, но логически «истина» доказана! Развелось множество «демагогов», способных логикой и красноречием воздействовать на чувства и мнение большинства (начало СМИ) и что угодно обратить в свою пользу. В глазах Зенона Афины были захвачены «доксой». И он решает разоблачить софистов. Для этой цели Зенон и сочинил свои знаменитые апории (ảπορία — затруднение, безвыходное положение), самая известная из которых «Ахилл и черепаха».
Парменид утверждал, что «все едино», то есть мир представляет собой восходящее к Бытию-истине единство, а значит, каждый утверждаемый факт должен содержать в себе эту единую истину. Зенон решил действовать от обратного и доказать, что нет в мире «многого», то есть нет множества оторванных друг от друга «истин». Но если мир, как следовало из учений софистов, состоит из бесконечного множества самостоятельных «частей», то это бы означало, что нет и единого времени, а время постоянно делится на части. И тогда Ахилл, находящийся на несколько стадий позади черепахи и начавший бег одновременно с движением черепахи, никогда ее не догонит, поскольку пока он добежит до места, откуда начала двигаться черепаха, та проползет немного. Но пока Ахилл достигнет точки этого «немного», черепаха проползет еще чуть-чуть. А пока Ахилл преодолеет расстояние до «чуть-чуть», черепаха проползет еще – и так до бесконечности, поскольку время постоянно будет делиться. Так же в апории «Стрела» Зенон издевательски доказывал, что если пространство не едино, а состоит из множества отдельных «частей», то пущенная стрела не летит, а просто в каждой из этих частей неподвижно весит в воздухе. Своими апориями он объяснял, как можно то, что едино и разуму очевидно, довести софистикой «множества» до крайней нелепости. Апории, сочиненные Зеноном, стали ходить по Афинам как забавные анекдоты, высмеивающие софистов, потом их узнала вся Эллада, некоторые из них были позже записаны. Всего Зенон сочинил 40 таких апорий, из которых до нашего времени дошло 9.
Недруги-софисты не заставили себя ждать, полетели наветы, и Зенон, памятуя о судьбе Диогена, с легкой душой вернулся к своему учителю в любимую Элею. Ему еще досталось похоронить Парменида и быть свидетелем тиранического переворота в родном городе. Он открыто защищал попранную демократию, за что был схвачен. От него требовали признаться в заговоре против тирана и назвать имена сообщников. Он согласился их назвать, но только на ухо самому тирану. Тот подставил ухо, и Зенон откусил его, за что и был убит на месте, как гласит легенда. Демократию можно защищать разными способами: и философией, и поступком, поскольку у философии и жизни один предмет – Единая истина.
Comentários