ШКОЛА СОКРАТА
- Аркадий Раскин
- 29 мая
- 3 мин. чтения
ЕВКЛИД МЕГАРСКИЙ
Первым, кто последовал за Сократом, был Евклид из Мегар. (Не будем путать его с автором «Евклидовой геометрии», наш Евклид родился в 450 году до н.э., а Евклид-математик на сто лет позже.) Мегары были расположены всего в 30 километрах от Афин, на самой границе между Аттикой и Пелопоннесом, и входили в Афинский союз, поэтому мегарцы могли посещать Афины свободно. Евклид в Афинах хотел пополнить знания и обучиться красноречию, чтобы в будущем стать политиком или судьей в своем городе. Но вместо школы софистики он попал к к Зенону Элейскому, который, как мы помним, был специально приглашен из Элеи в Афины, чтобы противостоять софистам, и для этого брал учеников. Евклид становится убежденным сторонником учения элеатов о Едином Бытие и непримиримым врагом софистов, чьи идеи Зенон разоблачал своими апориями. Когда же Зенон, преследуемый софистами, был вынужден покинуть Афины, Евклид остался без наставника и тогда же впервые услышал уличную беседу Сократа, после чего стал неотлучно следовать за ним и напрашиваться в обучение. Сократ с симпатией относился к элеатам и в определенной степени был их тайный последователь, однако Евклид своим напором ему не понравился, к тому же Сократ и не желал иметь учеников, но Евклид стал ночевать у дверей его дома, сначала один, а когда количество следующих за Сократом и желающих учиться у него увеличилось, Евклид стал их предводителем. Когда же, после скандала с комедией Аристофана «Облака», Сократ закрылся дома и начал беседовать со своими учениками, то и здесь Евклид выделялся своим характером и напористостью — если Сократ был всегда мягок в споре и никогда не унижал собеседника, то Евклид, блестяще освоив метод доказательств, не упускал случая выставить соперника полным дураком, на что однажды Сократ сказал ему: «С софистами, Евклид, ты сумеешь обойтись, а вот с людьми — навряд ли».
Шла Пелопоннесская война, Афины уступали, спартанцы рвались в Аттику и уже подходили к Мегарам. Мегарцы запросили помощи у афинян, но не получили ее, и чтобы не подвергать город разорению, они объявили о выходе из Афинского союза и открыли спартанцам ворота в город. В Афинах посчитали это предательством, и был издан закон, запрещающий мегарцам под страхом смерти посещать Афины, а кому-либо оказывать им покровительство. Евклид теперь вынужден был с риском для жизни пробираться к Сократу по ночам и в женском платье, а под утро так же возвращался обратно, из-за чего Сократ с учениками Школы стали собираться вместе по ночам. Несмотря на все опасности, Евклид оставался рядом с Сократом вплоть до дня его казни, сам похоронил его, а после помог многим ученикам, бежавшим от преследований, укрыться в Мегарах. Когда казнили Сократа, Евклиду был уже 51 год.
В Мегарах Евклид открывает собственную школу наподобие сократовской, занимается с учениками аналитическими беседами и диалогами, но, свободный от «вожжей» Сократа, он меняет его философские основания и соединяет диалектику и метод анализа Сократа с воззрениями элеатов. Евклид стал объяснять сократовские «объективные сущности» справедливости, блага, милосердия как выражение постигаемого разумом метафизического Единого, и которые вместе проявляют себя как истинное Бытие. А то, что элеаты называли доксой, он стал определять как бытие временное, неистинное. В своём учении он отстаивал идею существования Единого Блага, которое в зависимости от восприятия можно назвать Мудростью, Богом, Разумом и т. п.
Со всем своим темпераментом Евклид продолжал громить школу софистики. Вслед за Зеноном он придумывал свои пародийные апории, разрушая «множественность» логических истин софистов и несостоятельность их опоры на чувственные представления. Он утверждал, что поскольку вся реальность есть различные стороны Единого Блага, то в ней нет места для правильных и неправильных понятий, а всегда имеется только одно, сочетаемое с Единым. Сократ, как мы помним, выяснял истину «от противного», снимая с того или иного понятия все противоречивое, чтобы открыть его суть «саму по себе», Евклиду же этого было мало, и он учил в беседе доводить неистинные положения до абсурда, до карикатуры и осмеяния ошибочных представлений. Он оправдывал это тем, что все неистинное не может выглядеть иначе, как абсурдом.
В целом же Евклид хотел воссоздать философское учение «большого стиля» по образцу Первой философии. Он умер в 60-х годах IV века до н.э. и оставил учеников, которые продолжали развивать учение мегарской или новоэлеатской философской школы и были предшественниками философии стоиков – стоицизма.
Comments