ЧТО ТАКОЕ "СОДЕРЖАНИЕ"
- Аркадий Раскин
- 4 июн. 2024 г.
- 3 мин. чтения
Обновлено: 14 июл. 2024 г.
Если наука чего-то не знает, она дает своему незнанию красивое определение. Так, момент Большого взрыва, факт которого вроде бы доказан, назвали космической сингулярностью с параметрами вещества бесконечной плотности (объем = 0) при бесконечной температуре. И привет, делайте с этим что хотите. Но выбор невелик: или приставить к научной «фиге в кармане» религию, или философию. Допустим, что сие нулевое «вещество» - бесплотный Бог, который так «разгорячился» от своего одиночества (Бытие, гл.1), что сингулярно (одномоментно) породил духовное и материальное, и теперь с любопытством наблюдает из своей бесплотной сверхплотности – а что же из его забавы вышло? Однако полагать свою самость развлечением Бога все же не очень интересно. Гораздо интереснее представление Гегеля, что Началом служит Ничто, содержащее в себе Идею. (Как Гегель «догадался» об этом – я писал в «Ступенях этики».)
Чтобы понять эту формулировку, необходимо определить, что такое содержание. Философы во все времена аккуратно обходили его определение, считая содержание понятием само собой разумеющимся, вытолкнув его, в конце концов, в область искусства («Лаокоон» Лессинга). Но если просто сделать перестановку членов в гегелевском определении Начала, то можно сформулировать, что содержание есть Идея в состоянии Ничто.
Вот он, великий философский идеализм во всей своей красе! - на его спекулятивно-метафизических костях можно хотя бы весело отплясывать в отличие от научного тупика и религиозной разлюли-малины. Вот и попляшем.
Итак, если Идея находится в состоянии Ничто, то это означает, что содержание Идеи неизвестно. Идея раскрывает себя (выходит в Нечто) лишь при своей реализации. Как пример: идея коммунизма – чудо как хороша, а в своей реализации дошла до кровавой диктатуры Пол Пота. А он же свято верил, что осуществляет коммунистическую идею по заветам Маркса-Энгельса, и у Ленина читал, что учредить коммунизм легко, для этого «нужно только повесить 70 капиталистов». Ну, - довел идею до конца Пол Пот, - и уничтожить «приспешников капитализма»: ученых, врачей, учителей и вообще всех «шибко грамотных». К счастью, Кампучия прожила недолго, и теперь мы шлем привет процветающей демократической Камбодже. Так что, повторим еще раз, содержание свою Идею не знает и знать не может, поскольку она же пребывает в состоянии Ничто, и узнать может только в процессе ее реализации. Тогда поправим формулировку и скажем, что Содержание это не знающая себя Идея.
Но Идея без своего раскрытия вечно существовать не может! Мы это знаем по собственному опыту: не развил, не сформулировал, не внедрил идею в сознание – и исчезла в тумане… Что же тогда мы хотим от той начальной «содержательной Идеи в состоянии Ничто»? Ей, в отсутствии Разума, ничего и не оставалось, как только подогревать себя до бесконечной температуры, чтобы, в конце концов, выйти наружу, т.е. взорваться! Чем? Гегель уклончиво отвечает: Духом. Мы же, опять из опыта своего разума, понимаем, что Дух и есть Идея в процессе своего раскрытия и самопознания. А Содержание, как известно из законов диалектики, способно выразить себя не иначе как в Форме. Добавим по факту Большого взрыва - в материально-волновой форме. Таким образом, Вселенная, порожденная БВ, есть первичная форма (Дух) некой Идеи, которая устремляется к самореализации через самопознание. Так возникает Бытие - как самораскрытие Идеи, которая себя не знает.
Тут антигегельянцы всех мастей, от материалистов и экзистенциалистов до реалистов, прагматиков, аналитиков etc, немедленно начинают лить помои на все изящество спекулятивной метафизики, как не имеющей никаких доказательств под своими логическими вывертами. Действительно, прямых доказательств нет, но можно применить «доказательство от обратного». И в качестве «обратного» взять Театр.
Театр зарождается в 5 веке д.н.э. – том самом Золотом веке, на историческом горизонте Сократа, Будды и Конфуция, т.е. появляется вместе с философской онтологией. Содержание Бытия у древних философов еще слишком предметно и при этом бездоказательно, поэтому возникает необходимость создать аппарат, способный спроецировать содержание Бытия на ограниченное пространство - для более детального рассмотрения и расщепления. Таким «античным коллайдером» и стал Театр.
Поскольку философия пользуется словом, то Театр возникает как словесное действо и пользуется - в европейской традиции - неким условным текстом, имеющим Автора. Но это не философский трактат с выраженным смыслом, а только содержание для разыгрывания (пьеса, play) без определенных смысловых выводов. Например, содержание даже самой древней пьесы - «Прометей прикованный» Эсхила - разыгрывают на театре до сих пор, потому что так и не решен «космический» спор Зевса с Прометеем: нужно ли было открывать первым людям "знание богов", которое от обладания огнем привело в итоге человечество к открытию расщепления ядер атома и созданию ядерного оружия??? А что уж говорить о «Гамлете» Шекспира или «Вишневом саде» Чехова – их ставят беспрерывно и повсеместно. Почему? Чужой сюжет о принце Амлете у Шекспира и рассказанный Чехову анекдотец о том, как сын крепостного купил имение бывшего владельца крепостных душ, гениями авторов пьес стали фокусированным содержанием бытия мира и человека, по-разному расщепленном в каждом отдельном спектакле. Поэтому Театр своей вечной содержательностью и доказывает наличие всеобщего динамичного содержания. Иначе этот вид искусства просто никогда бы не появился! (А ученые разговоры о том, что театр родился из магических ритуалов – так это максимум про искусство танца…)
А далее – пожалуйте к Гегелю и его теории становления Духа до полного раскрытия Абсолютной Идеи. Но это уже история преобразования Форм.
コメント