НУЖЕН ЛИ ЖИЗНИ РАЗУМ? Сценарий.
- Аркадий Раскин
- 21 июл. 2024 г.
- 6 мин. чтения
Обновлено: 29 июл. 2024 г.
Акт 1. О познании.
Аппарат познания заложен в человеке как генетическая необходимость. И при этом человек не знает, для чего оно (познание) ему надо. Тайна познания лежит внутри человека, он это чувствует, но разгадать смысла его (познания) не может.
Загадку познания пытался решить еще Сократ, предположив, что все знания даны нам от вечности, мы лишь припоминаем их по мере необходимости. (Платон. Менон). Но тогда это рефлексивное знание, присущее скорее животным. (В «Меноне» правильный ответ к геометрической задаче припоминает мальчик-раб; рабов же греки считали «говорящими животными».) У человека, в отличие от животного, врожденные рефлексивные знания как раз крайне ослаблены, это плата за способность мышления.
Кант был менее категоричен, полагая, что человеку дано не априорное знание, а априорное понимание - процесс, проходящий через «перцепции и апперцепции». Но он же (Кант) и ограничил наши познавательные способности «категориями как априорными формами деятельности рассудка», имеющими познавательный предел и не дающие возможность полного знания - проникновения в суть вещей. Т.е. Кант отделил понимание от познания.
К.Поппер настроен еще более пессимистично, утверждая, что хотя наш мозг и подготовлен к принятию 99% готовых знаний, но только 1% направлен на открытие и принятие нового знания. Поэтому, полагает Поппер, жизнь возникала во Вселенной миллионы раз, пока не создались условия для того самого одного процента, который и есть возможность познания. Вероятно, этот процент он отдает себе и ему подобным гениальным мыслителям. Можно ли тогда считать, что и Разума на Земле наскребается только на этот 1 несчастный процент?
Но другой австрийский философ науки Эрхард Эзер (ох уж эти Венские кружки!) перепессимистил и Поппера, доказывая, что каждый человек несет в себе на молекулярно-химическом уровне всю космологическую информацию, однако нет ни одного шанса-процента на прямой доступ к ней. Такая вот злая ирония.
Занавес закрывается. Конец 1 действия.
Акт 2. О цели познания.
Цель знания понятна – выработка условного рефлекса для удобства жизни. Чай горячий - нужно дуть! – это знание. А почему чай горячий? - это познание. - Да потому что стоял на горящей конфорке!..
Мир накопил столько знаний – бери и пользуйся. Есть вопрос – найдешь ответ в книгах и в Интернете. Теперь – только в Интернете. Интернет – информационная сеть с отрыжкой в виде социальных сетей. Лозунг Интернета: каждому по потребности (информация), от каждого по способности (социальная сеть) - интернет-коммунизм. Хотя на самом деле информационная сеть создана для размещения рекламы (рынок), социальная – для саморекламы и, в конце концов, для размещения той же рекламы (рынок). Интернет превратил мир в то, что он есть сегодня. Карманные интернет-мобильники довершили картину. Где здесь место познанию? И не заменили ли, незаметно для нас, интернет-технологии наш разум?
Но вернемся к Э. Эзеру и его теории, наиболее модной на день нынешний. Итак, с одной стороны, мы говорим, что человеку познание присуще, а с другой, что есть какая-то космологическая информация, удовлетворяющая потребности познания, и мы чуть ли не ее носители, но пробиться к ней не можем. Здесь я должен напомнить о высказанной мной ранее интуиции, что Большой взрыв был переходом содержательного (сущего) Ничто к отысканию своей формы. И этот переход шел через доказанное наукой корпускулярно-волновое квантование. И что именно его волновая часть послужила основой для появление живого, белкового, мозгового вещества и стала причиной формирования сознания и внутри него процесса мышления. А недавно было получено и научное подтверждение - зафиксированы гамма-волны, по которым идет обработка информации и формируется память.
Но тогда нужно снять всякую загадочность по поводу «космологической информации» и признать, что наш Разум и есть ее носитель, что это он постоянно слышит «призыв» сущего Ничто и Большого Взрыва, что и проявляется как генетическая необходимость познания. Через наш разум и его познавательные возможности идет эволюция как образование и преобразование форм Бытия. Разум – сердцевина Бытия, движитель Бытия и совершенство Бытия в каждый его момент. А также следует признать, что Разум это единственное, что совершенно не нужно для Жизни. Для жизни достаточно рассудка и психо-физиологических реакций.
А чем же тогда обусловлено наше существование, рождение религий, формирование цивилизаций с великими научными открытиями?
Акты познания и есть оформление Бытия, создание его сути. Акты идут через Идеи. И от этих идей что-то перепадает и Жизни. Не люблю религиозности Бердяева, но один пассаж у него хорош. Он называет действительность «падшим временем», и утверждает, что «история творится духовными актами отдельных личностей, результаты которых оставляют свой след на поверхности «видимой» истории. («Смысл истории» ) Т.е. если нельзя сразу познать ВСЕ, и тем самым воплотить Абсолютную идею, то волей-неволей что-то в процессе познания отвалится и цивилизации. Идеи кто-то обратит в техники и приспособит для жизни. Но не техники цель.
Занавес закрывается. Конец 2 действия.
Акт 3. Кризис жизни, будущее и аутизм.
Мир достоин презрения, и он его получает. Но что есть мир? Многомиллиардная людская масса, техники, сервисы, хранилища и святилища, над ними «видимая история» и культура, а под ними оружие и войны. Сегодня опять время под: оружие – прежде всего. Это то, к чему пришла цивилизация в XXI веке, что вышло на поверхность: мир вошел в кульминацию предвоенной эпохи и уперся только в возможности оружия. Больше нет слова чести, выполнения подписанных договоров, уважение к человеку, его правам и его собственности. Убийцы – элита общества. Нет никаких моральных и нравственных границ. Хорошо смеяться, пока ты в безопасности...
Тупик развития? Ну, нет. Мир случаен в каждый момент своего бытия, поскольку поиск Абсолютной формы идет в миллионах в миллионной степени вариаций, и всегда будут петли, завихрения, бифуркации. Очевидно только одно, что мы, люди, так убоги, так несовершенны. Мы завоевали землю, но беспомощны в воде и в воздухе - неподвластные нам среды. Но, с другой стороны, зачем нужна эволюция, если и так все хорошо! Уже на этапе первобытного существования все было хорошо: человек и Природа «договорились». Но тяготы жизни приводят к неудовлетворенности существованием, и рождается идея жизни в религии - «оправдание верой». Но и этого человеку мало, после религиозной стадии жизни он возжелал культурной: открытия истин, поиск смысла жизни. Человек в первобытном существовании был открыт, затем он закрылся в религии, чтобы вновь открыться в культурном состоянии. Тогда, по закону эволюции, впереди нас ждет новое закрытие.
Является ли человек «узкоспециализированной формой», малоспособной к новым адаптациям? СТЭ (синтетическая теория эволюции) утверждает, что эволюция живого идет по вариациям строения аппарата наследственности и мутационному процессу. С наследственностью все ясно: беспрерывное половое размножение с диплоидностью - двойным набором хромосом, по одному от каждого из родителей. До «почкования» мы вряд ли доберемся. «Надежда» только на мутации, но большая часть мутаций летальна для организма. Единственная область выживания - мутации мозга.
Природа «бьет» именно в эту область, указывая тем самым направление эволюции. Мутация происходит в широком спектре, получившим название аутистического. В узкой части спектра – «тяжелые» аутисты с почти спящим мозгом, в самой широкой (аспергеризм) – отдельные особи со сверхвозможностями мозга, которым мир обязан многими научными открытиями. Но общее для всего аутистического спектра – «удар» по социализации. Аутист закован в скафандр собственной вселенной, в которую попасть невозможно. У аутиста другое пространственно-временное измерение, из которого иногда проскакивают в наш мир искры гениальности. У аутиста отключены зеркальные нейроны, через которые начинается первая стадия социализации - игра. Поэтому они не понимают условностей игры и вообще любых абстракций. Второй этап социализации – речь, поэтому у большинства из них отнята речь. Аутисты – искры, которые «гаснут на лету», но, возможно, в далеком будущем, «из искры возгорится пламя». А пока мы, окружающие их, страдаем, и они страдают среди нас. Правильно ли мы делаем, пытаясь через различные методики их социализировать? Человечество родилось и выживало в стадности, и нас по-прежнему тянет в «стадо». Но аутисту, возможно, нужна полная изоляция, которая для них более естественна. Возможности мозга аутиста нам неизвестны (кроме феноменов): они видят другой цветовой спектр, у них другой контакт с пульсацией Вселенной. Но при этом у них обычный обмен веществ, и это проблема для них и для нас. Возможно, с ними не надо пытаться разговаривать, их надо кормить, водить в туалет и заполнять чем-то их личное пространство, они из этого сами выберут себе нужное и полезное. Социализация порождает цивилизацию, и это тоже проблема. Кризис цивилизации – не просто так. Цивилизация, возможно, тоже тупиковая линия развития. Аутист – вне цивилизации. Создайте им наилучшие условия и ждите. Может быть, мы ничего и не дождемся, а может быть, получим новую информацию и новое знание.
Занавес закрывается. Конец 3 акта.
Эпилог. Перед занавесом.
Человек интуитивно связан с Тайной, с Неизвестным: через суеверия, через религию, через традиционные ритуалы, смысла которых он не понимает. Но в этом нет познания. Если возможность познания дана нам на генетическом уровне, то человека прежде всего нужно учить думать, задумываться, использовать свой уникальный познавательный аппарат. Это иной способ воспитания и образования. Не в цивилизацию должен быть упор, не в религию, не в тренировку памяти, а в интерес к познанию, к открытию в человеке этой основной способности.
Познание важнее опыта жизни и религиозных представлений. Здесь начало эпохи культуры и ответ на вопрос о том, что определяет отношение сознания к реальности. Нужно перестроить весь процесс воспитания и сместить систему ценностей. Я мечтаю о таком состоянии жизни, когда на первых полосах интернет-газет будут красоваться не победители Олимпийских игр, а победители физико-химических Олимпиад с подробным разбором решенных ими задач, когда жгучий интерес будут вызывать не речи политических фигляров, а итоги философских конференций, которые будут яростно обсуждаться на автобусных остановках. Разум должен править миром, или мира не будет вообще.
Comments