БУРЛАКИ КУЛЬТУРЫ
- Аркадий Раскин
- 28 авг. 2024 г.
- 2 мин. чтения
Современность – это актуальное содержание, лишенное формы; будущее – это форма (в виде идей и представлений), лишенная содержания; прошлое – это слитность формы и содержания.
Человек в отличие от животных имеет целеполагание. Это качественная характеристика вида, которая, условно говоря, приходит к нам из космоса или сохраняется в бессознательных процессах. Без цели нет развития. Мы ставим цель как сформулированную идею или просто рисуем себе будущее – но в обоих случаях цель рождается из бесформенности содержания. Так мы в своей разумной природе транслируем общий закон бытия.
Человеку бессознательно свойственна тоска по форме. В чистом содержании, лишенном формы, человеку неуютно и даже страшно. Отсюда следует два устремления: в простоте душевной – к прошлому, к известной форме жизни с желанием удержать или возродить давно прошедшее содержание, а в духовном усилии - к наполнению представлений будущего адекватным содержанием. Первому способствует религия или идеология (фундаментализм, консерватизм, «традиционные ценности»), второму - культура и искусство.
Внешне кажется, что культура и его форпост – искусство лишь отражают состояние мира. Но это не так. Именно через культуру, а не через экономику или политическое управление, идет постепенное духовное наполнение (или опустошение), которое и приводит к появлению новых форм (состояний) жизни, а искусство способно напрямую в интуитивном озарении предвидеть содержание будущего.
Поэтому целые эпохи истории человечества зафиксированы именно в формах искусства: от античности через ренессанс, барокко, классицизм, романтизм и реализм до модернизма, постмодернизма и нынешнего состояния, которое весьма спорно стали обозначать как пост-культуру.
Никакой «народной» культуры не существует. Фольклор или «народные промыслы» лишь воссоздают прошедшие формы. Народ, человеческая масса всегда по инерции тянется к уже известному прошлому, «вниз по течению», туда, где «Волга впадает в Каспийское море». Культуру же определяют «бурлаки» - те, кто тянет против течения вверх - в будущее.
Искусство, как и культура в целом, существует в трех слоях: как классическое, транслирующее для современности содержание прошлого, как т.н. актуальное – выражающее бесформенность современности, и как высокое искусство, созидающее и оформляющее содержательность будущего. Это и есть «бурлаки». Вытянут ли они «баржу», груженную инертной народной массой, экономикой и политикой, зависит от уровня личной, общественной и политической свободы.
Конечно, можно изучать историю переворота в России в 1917 году как результат деяний политиков и религиозных философов, но нельзя не помнить о громадном авторитете у современников Толстого, Чехова и Горького, которые вместе с поэтами-символистами призывали образованную часть народа к обновлению содержания жизни. Они были, прежде всего, голосами времени, к которым жадно прислушивались. И как кинематографисты 60-х, П.Чухрай и М.Хуциев, отливали форму будущей «оттепели», плавно перешедшей в «застой», так и театральные режиссеры времен «застоя» 70-80 гг., Ю.Любимов, О.Ефремов, Г. Товстоногов наряду с талантливыми литераторами готовили страну к выходу за пределы коммунистических утопий.
Умное государство должно оберегать и поддерживать духовную свободу и независимость культуры. Попытки политизировать или регулировать культуру – лишать себя будущего. Нельзя бесконечно длить настоящее или пытаться прошлое сделать будущим, это приводит лишь к деградации содержания жизни. Обретя форму, такое содержание может ужаснуть и отвратить, что неминуемо приведет к его насильственной смене.
Где же нынешние «бурлаки» культуры, к голосу которых мы должны прислушиваться? Увы, современные духовные авторитеты России трагическим образом оказались на другой стороне реки, и «баржа» без их тягла неумолимо плывет вниз по течению – опять к «Каспийскому морю».
Comments